Зона комфорта — область жизненного пространства, в которой человек чувствует себя уверенно и безопасно. Другими словами, зона комфорта — это состояние психологической защищенности, возникающее благодаря сохранению последовательности привычных действий и получения предполагаемого результата. Английский психотерапевт Грэг Мэдисон для исследования феномена так называемой экзистенциальной миграции использовал концепции философии. Он интересовался опытом мигрантов, которые покинули родной город или страну не по экономическим причинам, а с целью экзистенциального самовыражения — поиска предела своих возможностей, смысла существования. Консультируя предпринимателей, эмигрировавших в Англию из других стран, Мэдисон на основе своей практики обосновал понятие «экзистенциальный мигрант». В отличие от других видов добровольной миграции (с целью повышения экономического благосостояния, более конкретными задачами или просто жаждой перемены места), переезд, совершаемый экзистенциальными мигрантами, связан с потребностью в познании аспектов бытия, которая не может быть реализована дома, в условиях статичной картины мира. Проведя множество интервью, Мэдисон выяснил, что мигранты, совершившие переезд по экономическим причинам (по работе, учебе, с целью карьерных, материальных приобретений), несмотря на достигнутые цели, нередко испытывают на чужбине беспокойство и чаще возвращаются домой, чем те, кто переехал с менее определённой установкой — поиск нового опыта, саморазвитие и расширение горизонта. Среди экзистенциальных мигрантов, в отличие от экономических, было выявлено выраженное предпочтение странного и незнакомого привычному и стандартному, а также стремление к свободе, независимости и отсутствие привязанности к дому. Для них переезд, отказ от дома — это путь к самому себе через отказ от части себя, способ достижения смысла, о котором писал основатель экзистенциального направления в психотерапии Виктор Франкл (1959). Согласно его концепции, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать смысл, существующий во внешнем мире — человек ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остаётся нереализованным. В экзистенциальной философии страх представляет базовое переживание, усиливающее понимание бытия путём осознания неизбежности небытия — смерти. Предмет страха — это сила, толкающая существование к концу. Во время переживания пустоты и неизвестности мир берётся в скобки, и человек оказывается наедине с собой, со своим существованием, противопоставленным этой пустоте. Для экзистенциальных мигрантов это переживание — естественный путь к свободе от смыслового вакуума зоны комфорта, которую предоставляет дом и привычное окружение, для деловых мигрантов оно является источником тревоги и усиления потребности в безопасности. Одни всё бросают и едут в неизвестное, находя себя в вечно меняющемся потоке между осознанием жизни и смерти, а другие, уехав и справившись во внешнем мире с экономическими задачами, начинают метаться в неосознанном поиске смысла и под давлением потребности в безопасности и принадлежности, не в силах перейти с одного уровня бытия на другой — возвращаются домой, завершая круг «бегства от свободы». В традиционном сказочном сюжете герой начинал путь к осмыслению своей истинной идентичности, лишь покинув дом и столкнувшись с тёмными силами, воплощающими «ничто» — мир, противопоставленный человеческому осознанию. Тот мир пустоты, представленный в сложном пространстве неизвестных садов, избушек, мудрых стариков и лесных существ-помощников, предоставляет героям возможность найти дорогу к смыслу через переживание смерти. Ни один из героев не возвращается домой, не пережив смерть или гибель, перерождение в метафорической форме. Те же, для кого смысл путешествия был в удовлетворении базовых потребностей, вернулся, «потеряв коня», найдя богатство или супругу. Уход из дома с древних времён символически выражал начало пути к зрелости. Обряд инициации, целью которого было достижение взрослости, состоял в том, что вся племенная молодёжь уходила в лес, где были подготовлены смертельно опасные препятствия. Тот, кто возвращался первым, имел право сразу выбрать себе жену. Обряд инициации включал длительный этап физической и моральной подготовки, без которой в лесу было бы не выжить. Обряд, связанные с ним препятствия и ритуалы были метафорично отражены в сказках. И в них, и в наше время сложнее всего покинуть дом тем, у кого превалирует потребность в принадлежности. «Всё бросить и уехать» при переводе на язык экзистенциальной философии означает принять неизбежность исчезновения в привычном мире и переход в другой, гарантирующий не безопасность, а столкновение с объективным «ничем», пустотой, требующей преодоления путём наполнения смыслом. Этот переход всегда сопряжён со стрессом — кто-то справляется, достигая остроты осознания бытия, а кто-то живёт с ним на чужбине и, так и не найдя жар-птицу, делает шаг назад, в сторону зоны комфорта — экзистенциального вакуума.